Путь

Путь – это не выбор. Путь предначертан. И я не про дорогу из города в город, или перемещение из страны в страну. Я про путь к Себе, путь к Богу, путь к Пониманию, путь к Осознанию, путь к Блаженству. Путь у каждого свой, он абсолютно уникален. То что полезно для одного, смертельно для другого. Финал один – отсутствие вопросов. — Так кем же этот Путь предначертан? — Да теми самыми иллюзиями времени Калой и пространства Майей. — Зачем? — Да чтоб проверить серьёзность наших намерений. — Каких? — Дойти до Конца. — Зачем? — Познать истинную природу вещей и смысл жизни. — ? — … Этот скромный диалог – фундамент дуализма. Далеко не на все вопросы можно получить однозначный ответ. Так же как и не к каждому ответу можно подобрать однозначный вопрос. Путь – это однозначность. Ты либо идёшь до конца, где и когда бы он тебя не ждал, либо не идёшь вовсе. Тут не обманешь, не смалодушничаешь. Тебе известна твоя цель – окончательное освобождение, а Путь – это средство для её достижения. Он не может быть коротким или длинным, он ровно такой, какой необходим конкретно тебе. Можно смело принять для себя тот факт, что Путь и есть сама цель. Они неделимы. Не отнесясь должным образом к своему Пути, увлёкшись достижением цели, рискуешь сбиться с кротчайшей тропинки, временно заблудиться. Нельзя сбиться с Пути. Какие бы препятствия и преграды не раскидывал перед тобой изменчивый мир, зазывая в свою игру, вдоволь наигравшись, ты вернёшься ровно в ту точку, с которой свернул в строну. Будь уверен! Без уверенности тяжело путнику на этом Пути. Твоя личная ловушка пространства-времени имеет все возможные ключи к твоей жизни. Закон причинно-следственной связи Карма – её основной инструмент и он беспощаден. Весь этот мир движется по строгим принципам и опасно считать, что свобода воли делает человека особенным. Те же непреодолимые силы, что двигают тела небесные, влияют и на жизнь каждого из нас. Всё будет стараться, нет, не помешать тебе. На самом деле помочь, испытывая, соблазняя, вуалируя. Если вступаешь на эти поприща, будь уверен, что и это Путь, такой же как и самоотречение, просто гораздо дольше. Будь уверен – это именно то, что тебе суждено прожить. Это и есть Садхана.

Озарение

С самого своего рождения человек только и ищет, что чувственных удовольствий. Столь слепо и столь неистово. Все его действия с самых пелёнок направлены лишь на раздражение органов чувств. Даже не удосужившись провести мост между воздействием и ощущением, их совершенно разными плоскостями, человек продолжает упорно воспринимать этот мир через узкие бреши герметичного кокона своего тела.

Нельзя сказать наверняка, насколько ограничены наши органы чувств, но можно с уверенностью утверждать для чего они нужны человеку. Для удовлетворения его естественных потребностей в питании, размножении и обороне. Всё как у любого животного. И как бы высокопарно мы не относились к своему творчеству, его непосредственным смыслом является только это. Даже самые благие порывы, начатые из ограниченного восприятия, поднимают те же цели максимум до уровня вида. Но человек научился профессионально использовать органы чувств для получения удовольствий. Это более не вопрос выживания – это стремление к наслаждению.

И если не копать глубоко, то ничего дурного тут нет. Чтобы правильно питаться – это должно быть вкусно. Чтобы качественно размножаться – это должно быть приятно. В идеале наши ощущения должны нам нравиться. Но если копнуть чутка поглубже, то станет ясно, что человек современности отдаёт первостепенное значение чувственным удовольствиям. Они более не инструмент – они сама цель. Человек стремится к блаженству. Его можно понять, это заложено в его природе. Но вот, используя для этой цели несовершенные и ограниченные органы чувств, он вступает на путь исключительного разочарования.

Ни одно обоняние не в силах передать истинного запаха цветка. Сколько бы мы не стимулировали наши чувства, оконцовка одна – усталость, пресыщение, неудовлетворение. То извечное наслаждение, к которому так стремится каждый человек, оно достигается не через действие, а через прекращение сколь угодно малых попыток воспринимать этот мир ограниченно. Только тотальное Блаженство. Это и есть Самадхи.

Взаимопомощь

Я вижу в этом мире четыре вида неравноправного делового взаимодействия людей, где хоть и довольно условно, но есть принимающая и дающая стороны. Это в любом случае обмен ресурсами, но принимающая сторона – выгодополучатель. Её ресурс – это финансы. Давай во втором лице, где ты – дающая сторона. Принимающий получает твои время, знания, силу и что-то даёт тебе взамен.

1. Рабство. Ты делаешь то, что не хочешь, получая за это еду, жильё и самое необходимое. Рабовладелец получает прибыль, ты к ней не имеешь отношения.

2. Работа. Часто ты делаешь то, что не хочешь. Для обеспечения себя всем необходимым работодатель даёт тебе деньги. В экзотических случаях рабочего обеспечивают жильём и едой. Зачастую, полученная работодателем прибыль, не имеет к тебе никакого отношения, в случае постоянной работы. В случае подряда, вообще не важно, присутствует ли она.

3. Волонтёрство. В основном, ты делаешь то, что хочешь. Коммерческий, благотворительный ли проект – не важно. Прибыль волонтёра не касается. На длительный срок волонтёр обеспечивается жильём на месте и питанием.

4. Помощь. Ты делаешь только то, что хочешь. Получение прибыли принимающим помощь не предполагается в чистом виде. Ты получаешь пожертвование в любой форме. В гармонично исполненном подобном взаимоотношении граница между дающим и получающим стремится к отсутствию.

Служение. Не деловое отношение, хоть и довольно близко. Не будем здесь о нём.

Проведём тут метафизическую границу между физическим и духовным.

Партнёрство. Предполагается полное или частичное равноправие. Нет получающей или дающей стороны. Получение совместной прибыли или иных благ. Каждый сам за себя или полностью сообща. Легко трансформируется во взаимопомощь, когда деловое становится личным.

Взаимопомощь. Обе стороны обмениваются ресурсами (временем, знаниями, силой, финансами) для достижения общей цели, обоюдной пользы, всецелого блага. Я испытал на себе все виды деловых отношений и останавливаюсь на этом уровне. Это и есть Дхарма.

Как дойти до Конца

Как дойти до Конца? Если бы я знал ответ на этот вопрос в самом начале Пути, я бы, скорее всего, никуда не пошёл. Хотя, вероятно, в текстовой форме подобное знание не производит такого впечатления, как его непосредственно прожитый эквивалент. Всё же, даже сейчас эта Дорога меня не то чтобы пугает, она скорее ужасает. Представляю себе себя лет 12 назад, когда ему рассказывают всё то, что ему предстоит пережить, прежде чем он дойдёт до конца той Тропы, на которую уже вступил. В своём воображении я все ещё сочувствую ему, но горжусь той силой, упёртостью и волей, что привели его ко Мне.

Если ты всё ещё думаешь, что с этими пошлыми медитациями, настойчиво афишируемыми с экранов, можно куда-то прийти, то это такая же иллюзия, как и твоё Я. Тот максимум, на который можно рассчитывать при подобном подходе – успокоение ума. Краткосрочное, долгосрочное – временное. Твой ум беспокоен? И это единственное, что тебя беспокоит? Смело двигайся вперёд в этом направлении – там точно нечего бояться.

Беспокоит не только ум, но и тело? Подключайся к хатха-йоге, но умоляю, воспринимай её как утреннюю зарядку, дневную гимнастику, вечерний релакс. Она точно никуда тебя не приведёт, кроме как к уплотнению связи с телом, укреплению мышечного тонуса, усилению гибкости суставов. Опасность, подстерегающая на этой стороне тривиально проста – не надорвись.

Хочешь поиграть в жертвоприношения? Попробуй! Но тщательно выбирай реципиентов и формы своих аскез. Накладывая на себя очередную епитимью, постарайся взвесить её суровость, соотнеся её с ожидаемым результатом. Подскажу: в подобной трактовке ты вряд ли получишь хоть крупицу желаемого, подвергая себя при этом вполне ощущаемым энергетическим треморам. Не доводи себя до изнеможения, будь благоразумен.

Что ж, давай вот прямо здесь, на этом самом месте, пока мы ещё совершенно никуда не двинулись, определим, что же это за Конец, к которому не прийти с помощью методов. Ты слышал о нём под разными словами: самадхи, нирвана, мокша – я говорю о просветлении. Абсолютная осознанность, отсутствие вопросов, безграничное понимание – это не временное явление, не результат становления, не мыслительный процесс. Это и есть тот самый Конец Пути, Тупик Дороги, Обрыв Тропы. Здесь заканчивается опыт и начинается мастерство, движение переходит в спокойствие, а направление в точку.

Тут можно только почувствовать, другого метода нет – оно тебе правда необходимо? Это совершенно не материально: оно ничего не изменит в твоей жизни, ничего тебе не принесёт и не даст, одним словом это бессмысленно. Не колеблясь отвечаешь «Да»? Тогда вперёд!
Не смотря ни на что. Отбрасывая лишнее. Теряя всё. Падая и вставая. Тотально проживая каждое мгновение. Ни о чём не жалея. Ничего не желая. Принимая всё без исключения. Не задумываясь двигаться только вперёд. Вот КАК дойти до Конца.

Зерно на мельницу 2

Харибол, родимый человек! Это эксперимент, к которому я шёл всю жизнь и он обречён. Он изначально обречён на то, чтобы стать доказательством того, что в этом мире ещё осталось место для чего-то невыразимого, того что пронзает своим присутствием каждого, ведёт его по уникальной тропинке к Себе. У этого абсурдного по всем канонам начинания попросту нет шанса на провал. Ведь из провала оно и создаётся. Я разжимаю кулаки и смиренно склоняю голову перед Тобой. Перед каждым проявлением высшей Воли. Моё служение длиною в жизнь вышло за рамки Себя и устремилось ко Всему.

Похоже, мой мир уже никогда не будет прежним. Как вернуться к тому с чего я начал? Как снова стать тем молодым и амбициозным пацаном, стоящим на пороге успеха и беззаботной жизни? Как вернуть в себе ценность к материальному? Как снова пожелать хотеть? Как забыть всё то, что пришлось узнать? Да никак! Это необратимо, бесповоротно и я всегда это знал. Знал на уровне бездоказательного понимания с самого первого шага, сделанного на Пути.

Многое забывается, многое тускнеет, но Первый Шаг остаётся столь ярким и чётким, будто это было даже не вчера; сегодня — воспоминание не замутнённое сновидением. Двухтомник Ошо «Мессия», поджидающий меня на лавке у парадной в Питере. Его комментарии к поэме Халиля Джебрана «Пророк», попавшие в руки к двадцатидвухлетнему мне, стали тем самым первым зёрнышком, перемолотым мельницей моего Озарения.

Ни один мешок зерна мне пришлось притащить на неё пока я шёл по Пути. Годится всё, любые твёрдые концепции Я могут быть перемолоты в муку. Весь без исключения опыт, каждый даже самый малозначительный факт моей жизни явились неповторимым вкладом в ту самодостаточность, что ведёт к концу, приводит к пониманию, погружает в тишину отсутствия вопросов и ответов, останавливает процесс становления, прекращает попытки отождествления. Есть только чистое знание и лишь оно имеет значение.

Путь — это не становление. Это никакое и не движение вовсе. Зерно на мельницу — лишь поэтический образ, который можно легко перефразировать чисткой луковицы до пустоты. Каждый новый слой — ещё больше слёз, в руках не должно остаться ничего. Всегда хочется остановиться со словами «зачем я это делаю, мне же нужен результат» — это и есть главный критерий важности. Здесь нет мотиваций, желаний и даже долга. Есть только выбор: дальше или достаточно. Впрочем, весьма иллюзорный, ведь в борьбе двух проявлений, стоящих за ним, материи и духа, силы не равны. Остаётся лишь постоянно искать в себе силы принять этот факт.

Моя цыганская история, для простоты названная «Восемь с половиной месяцев», кратко описанная в предыдущем посте, явилась лишь заключительным аккордом, звонкой финальной проверкой серьёзности моих намерений. Точнее, это был тот исключительный опыт, который привёл меня к этой проверке. Когда ты всё потерял, оставил, отрёкся от самой мысли о возможности благополучия, что ты будешь делать при её появлении. Вцепишься в неё, как в последний шанс к обретению счастья, признав свою жизнь одной большой ошибкой или вежливо скажешь: «спасибо, но мне, кажется, всё же не туда». Я выбрал второе, оно выбрало меня. Последняя хрупкая, эфемерная надежда на то, что Сущее обо мне позаботится. И я остался верен Себе, продолжил пребывать в этом ожидании развязки. Я не двинулся с места, не шелохнулся, не поддался желанию хорошенечко всё обдумать и понять, что же делать со своей жизнью. Двенадцать лет её, в которых не было ничего кроме Пути, слились в одно мгновение. Каждый фрагмент занял своё место этом пазле. Картинка сложилась и расфокусировалась, растворилась в безмолвии концентрированной осознанности. Больше нет ни зерна, ни мельницы, только тишина в которой содержится Всё. Всё знание, понимание, форма, концепция, любое движение. Всё — Свет за которым лишь один Голос. Голос Разума. И лишь одно направление — Домой.

Возвращение к Целому неминуемо для каждого кусочка, каждой искорки, отделённой, но неизбежно связанной с ним. И я готов взять Тебя с собой. Но как мне жить? Как удовлетворить те единственно оставшиеся естественные потребности элементарной крыши над головой, простой пищи в желудке, скромной одежды, прикрывающей кожу, да необходимых перемещений в пространстве? Устроиться на работу, предлагать что-то за вознаграждение и быть связанным этим по рукам и ногам, но в достатке? Тогда для чего, для чего же всё это было? Ответ невербален и пришёл ко мне в самом начале Конца. Служи высшей цели, стань её проводником в каждом аспекте своей жизни, будь примером для других, дари им уверенность в высшем благе, напоминай о том, куда всё стремится, не дай забыть о том, что действительно имеет значение. Я могу бесконечно слоняется по полям и холмам, поддерживая жизнь в теле, и укрепляя связь с Высшим, но это не продуктивно. И я не вижу иного выхода, кроме как отдаться на милость Вселенной, организовав фонд. Фонд Себя. И если тогда моя жизнь была исповедью со скромным названием «Как быть крутым», то сейчас она готова трансформироваться в проповедь «Как дойти до конца».

И поэтому я прошу тебя, часть ближнего круга, не столько о помощи мне, сколько об участии в зарождении чего-то большого и безымянного. Оно в любом случае проявит себя, просто с тобой это будет уверенней и гармоничней.

Иди

Пути Господни — неисповедимы.. Налево двинешь — дурачком станешь. Направо свернёшь — любовь найдёшь. Прямо пойдёшь — …

Да нет, не то чтобы там какая-то опасность присутствовала, на этой прямой дорожке.. просто там загадка.. там решение.. там Ты.

Эзо IT

Чтобы проплатить интернет на модеме, я раздаю вай-фай с одного телефона на другой и третьим фоткаю.. Без погружения в технические детали «почему», отмечу что это не ради прикола.. Обеспечение своего пространства эфемерного или плотного необходимым для его существования минимумом требует, а подчас и желает, использования любых доступных сущностей.. Они все уже давно лежат под рукой — остаётся лишь найти их и скомбинировать в работоспособной последовательности.. Именно тогда казалось бы ненужный хлам ментальный или вещественный становится мощным проводником застоявшихся энергий, которые только и ждали, когда угомонённый интеллект сложит этот пазл воедино.

Consciousness-raising effect

Вопрос осознанности — это не про ум. Умом Россию не понять и метром общим не померить — у ней особливая стать в Россию стоит просто верить. Но тут не про политику, а именно про Веру. Однако здесь и не о религии, ибо про Веру в Себя, а не в Бога. И хоть они являются двумя крайностями одной и той же Сущности, всё же разница на лицо. Поэтому переводим всю терминологию в нижний регистр и продолжаем.

И далее обычно следует нечитаемая ввиду невозможности предугадания размера простыня умозаключений автора, состоящая из подтверждающих выдвинутое им положение гипотез; перечисления всяческих бонусов, приобретаемых от принятия его точки зрения; и прочих атрибутов риторической эзотерической публицистики… Но это не про меня (:

Поэтому перейдём сразу к итогам.. Никак не стоит рассчитывать стать осознанным, подражая действиям или бездействиям великих бизнесменов и йогов. И хоть это, дотошно пропускаемое через пытливый ум, и может в некоторой мере сработать, всё же у каждого своя осознанность. Твоя осознанность — это дело исключительного и беспрекословного доверия к своим возможностям, способным если и не на всё, то на многое.

И всё таки к слову немного занимательной фактуры (: по-английски предмет моего монолога — «mindfulnes» (полнота разума). И хоть они не до конца врубаются, ибо ставят в синонимы «внимательность», всё же это довольно близко. Но так как осознанность не может быть полной или наполовину заполненной, то скорее английский эквивалент столь сложного для понимания термина будет трёхсложным — «consciousness-raising effect». Велик и могуч (: